Где и как научиться рисовать

В изобразительном искусстве термин гризайль чаще всего относится к технике монохромной живописи, при которой живопись или рисунок выполняется исключительно в оттенках серого.

Поскольку для полноцветной живописи требуется больше времени и навыков, чем для монохромного изображения (en camaieu), гризайль часто выбирали в качестве более быстрой и дешевой альтернативы, хотя она также была выбрана совершенно осознанно по эстетическим соображениям, чтобы создать конкретный визуальный эффект. Традиционно, когда часть большой декоративной схемы выполнена фресками или маслами или включена в алтарь, композиция гризайль часто моделировалась, чтобы напоминать скульптуру, или рельеф.

Хорошие примеры настенных росписей гризайль можно увидеть в «Chiostro dello Scalzo of the Scalzi» во Флоренции (1511–26), иллюстрирующей жизнь Иоанна Крестителя. Художник Андреа дель Сарто (1486-1530), позднее лидер флорентийского Высокого Возрождения.

Различные виды гризайль

По сути, работа гризайль может быть выполнена как самостоятельная законченная работа, как описано выше, или как предварительный подмалевок для масляной живописи. В этом случае художник перекрашивает гризайль слоями цветной глазури. В качестве альтернативы гризайль может служить в качестве подготовительного рисунка для гравировки. Известно, что мастерская Рубенса использовала монохромные приемы при создании эскизов для граверов.

В керамическом искусстве и некоторых видах металлоконструкций художники иногда используют технику окраски гризайлью эмали, в которой белая стекловидная эмаль соединяется с водой, скипидаром и нефтяным маслом перед нанесением (обычно) на черную или синюю эмалевую поверхность. Этот метод рисования эмалью в гризайль, разработанный французскими художниками 16-го века в Лиможе, может создать впечатляющий эффект света и тени, в том числе увеличенные объемы и трехмерность.

Термин «гризайль» также используется художниками по стеклу для описания серого цветного пигмента стекловидного тела, используемого при окрашивании витража. Это был, вероятно, первый пример искусства гризайль со времен античности. Примером является витраж «Пять сестер» 13-го века в соборе Святого Петра в Йорке, Англия.

Примечание. Гризайль может быть коричневого или зеленого цвета и могут быть описаны с использованием более конкретных терминов: коричневые работы могут быть описаны как brunaille, в то время как те, что в зеленом цвете, могут упоминаться как verdaille.

История Гризайль

В современную эпоху, начиная со времен античности, эта техника впервые стала известна в западной живописи при производстве иллюминированных рукописей, где иллюстрации часто выполнялись тушью в ограниченной цветовой гамме. Известные представители этого типа книжной живописи гризайль включают француза Жана Пюселя (c.1290-1334) и английского художника Мэтью Париса (c.1200-59).

"Часослов Жанны д'Эвре". Жан Пюсель. 1325 -1328 гг.

"Часослов Жанны д'Эвре". Жан Пюсель. 1325 -1328 гг.

Во время прото-ренессанса, Джотто использовал гризайль при росписи некоторых своих фресок в часовне Скровеньи (ок. 1303-10) в Падуе.

Основной монохромный метод использовался в восточной живописи тушью и чернилах примерно с 650 г. н.э. Он известен как шуймо в Китае, суйбокуга или суми-э в Японии.

Гризайль была также принята художниками раннего нидерландского ренессанса, в том числе художником Робером Кампеном (c.1378-1444), мастерами Яном ван Эйком (1390-1441), Хуго Ван Дер Гусом (1440–1482) и голландским провидцем Иеронимом Босхом (1450-1516).

Иероним Босх страшный суд триптих (1504)

Иероним Босх. Страшный суд, триптих (1504)

Среди наиболее известных картин гризайль нидерландского ренессанса - две внешние панели алтаря Портинари (c.1476-9) Хуго Ван Дер Гуса (1440–1482). Окрашенные полностью в серый цвет, они изображают две фигуры в натуральную величину (Архангела Гавриила и Девы Марии) в виде каменных скульптур, установленных в нишах стен, окаймленных тенями. Когда иллюзорная работа Ван Дер Гуса была отправлена в Италию в 1483 году, она оказала огромное влияние на художников флорентийского Ренессанса, которые раньше не видели ничего подобного. Иероним Босх, как известно, использовал гризайль, чтобы нарисовать свою необычную картину "Творения" на внешней стороне алтаря Сад земных наслаждений (1500-05).

Хуго ван дер Гус "Алтарь Портинари"

Хуго ван дер Гус "Алтарь Портинари"

Техника была также использована во время Высокого Возрождения художником из Мантуи Андреа Мантенья (1430-1506), Микеланджело (в его фреске "Бытия" на потолке Сикстинской капеллы), а также Андреа дель Сарто (1486–1530), лидера Флорентийского Высокого Ренессанса.

В XVI веке традиция гризайльной живописи в Нидерландах поддерживалась художником Мартеном ван Хемскерком (1498-1574), великим Питером Брейгелем Старшим (ок. 1525-1569), печатником Хендриком Гольциусом ( 1558-1617) и Рембрандтом (1606-69).

С конца 17-го века гризайль является одним из видов искусства, популярность которого снизилась как у художников, так и у коллекционеров. Тем не менее, она все еще используется по эстетическим соображениям в некоторых декоративных работах.

Источник

 

Плюсануть
Поделиться
Отправить
Класснуть
Линкануть