В изобразительном искусстве термин «кубизм» описывает революционный стиль живописи, изобретенный Пабло Пикассо (1881–1973) и Жоржем Браком (1882–1963) в Париже в период с 1907 по 12 год. Их кубистские методы - первоначально под влиянием геометрических мотивов в пейзажных композициях художника постимпрессиониста Поля Сезанна - радикально пересмотрели природу и сферу изобразительного искусства и, в меньшей степени, скульптуры, как это практиковалось ранее, и возвестили совершенно новые способы представления реальности. В этом смысле кубизм знаменует конец эпохи Возрождения и начало современного искусства.
В значительной степени это тип полуабстрактного искусства - хотя порой приближается к полномасштабному необъективному искусству - кубизм традиционно делится на три этапа:
- (1) Ранняя кубистическая живопись (1907-9)
- (2) Аналитический кубизм (1909-12)
- (3) Синтетический кубизм (1912-14)
Кубизм был отправной точкой или существенным элементом ряда других движений современного искусства, включая футуризм (1909–14), орфизм (1910–13), вортицизм (1914). -15), русский конструктивизм, (c.1919-1932) и дада (1916-1924).
Каковы истоки кубистического искусства?
После трех десятилетий импрессионистского искусства, кульминацией которого стало фовистское колористское движение (членом которого, кстати, был Брак), Пикассо начал беспокоиться о том, что этот тип живописи - это тупик с все меньшим потенциалом для интеллектуального исследования. В этом умонастроении, когда он познакомился с африканским племенным искусством, в то время как в Испании начал рисовать Les Demoiselles D'Avignon (1907), его новаторский шедевр, плоские расколотые плоскости заменили традиционную линейную перспективу и округлились объемы тем самым сигнализируя о его разрыве с натуралистическими традициями западного искусства.
В то же время, Жорж Брак, бывший студент престижной Школы изящных искусств в Париже, был ошеломлен выставкой картин Сезанна 1907 года в парижском Салоне и в галерее Бернхайма - особенно шедевром Сезанна Большие купальщицы (Les Grandes Baigneuses) (1894-1905). Затем эти художники познакомилась в октябре 1907 года и в течение следующих двух лет разработали так называемый кубизм - совершенно новый метод изображения визуального мира.
Скрипка и подсвечник (1910) Сан-Франциско Музей Современного Искусства. Жорж Брак.
Происхождение кубизма
Летом 1908 года Брак написал серию пейзажей, которые были показаны в том же году в галерее в Париже, принадлежащей арт-дилеру Даниэлю-Анри Канвайлеру.
Рассматривая эту выставку, известный искусствовед Луи Воксель прокомментировал способ Брака сводить все достопримечательности, фигуры и дома - к геометрическим очертаниям, к кубам. В следующем году Воксель использовал выражение «bizarreries cubiques» (кубические эксцентричности) - фразу, якобы впервые использованную Анри Матиссом, - и к 1911 году термин «кубизм» вошел в английский язык.
Описание вполне подходит для блочных форм в некоторых из ранних пейзажей Брака и в нескольких похожих работах Пикассо, написанных в Орта-дель-Эбро в Испании, но не для их более поздних кубистических картин, в которых формы разбиты на грани, а не кубики. Этот термин был взят двумя практикующими кубистами, Альбером Глезом и Жаном Метцингером, в их влиятельной книге 1912 года «Du Cubisme».
Портрет Амбруаза Воллара (1909) Пабло Пикассо. Музей Пушкина.
Понятие кубизма
Во-первых, очень трудно оценить кубизм без изучения картин. Хороший способ - сравнить ранние кубистские натюрморты с традиционными натюрмортами, скажем, из барочных или голландских реалистических школ. Вы оцените радикальную природу кубизма по сравнению с традиционным западным искусством.
Отметим также, что кубизм не был единственным стилем живописи: аналитический кубизм полностью отличается от более позднего синтетического кубизма. Первый - все о структуре - как картина должна изображать нарисованный объект; последнее касается исключительно поверхности изображения и того, что может быть в нем включено. Кубизм символичен, сложен и полон идей, но это не очень красивая форма визуального искусства.
Арлекин с гитарой (1919) Хуан Грис. Частная коллекция.
Каковы характеристики кубизма?
Со времен Ренессанса, если не раньше, художники рисовали картины с единой фиксированной точки зрения, как будто они фотографировали. Иллюзия глубины фона создавалась с использованием стандартных условных обозначений линейной перспективы (например, объекты показывались меньше по мере отступления) и путем рисования фигур и объектов с закругленными затененными поверхностями для создания трехмерного эффекта. Кроме того, сцена или объект были нарисованы в определенный момент времени.
Напротив, Брак и Пикассо считали, что полное значение объекта можно уловить, только показав его с нескольких точек зрения и в разное время.
Таким образом, они отказались от идеи единой фиксированной точки зрения и вместо этого использовали множество точек зрения. Затем объект повторно собирался из фрагментов этих разных видов, как в сложной головоломке. Таким образом, много разных видов объекта были одновременно изображены на одном и том же рисунке. В некотором смысле это все равно, что сделать 5 разных фотографий (в разное время) одного и того же объекта, затем разрезать их и собрать их перекрывающимся образом на плоской поверхности. Такая фрагментация и перестановка форм означали, что картину теперь можно рассматривать не как своего рода окно в мир, а скорее как физический объект, на котором создается субъективная реакция на мир. Что касается художественной техники, кубизм показал, как можно создать чувство солидности и изобразительной структуры без традиционной перспективы или моделирования.
Таким образом, стиль кубизма фокусировался на плоской, двумерной поверхности плоскости изображения и отвергал традиционные условные обозначения и техники линейной перспективы, использование затенения, чтобы показать свет и тень и традиционную идею подражания природе. Вместо создания естественных трехмерных объектов художники-кубисты предложили совершенно новый набор изображений, собранных из двумерных фрагментов, на которых объекты были видны с нескольких сторон одновременно. Если фовисты и импрессионисты стремились выразить свое личное ощущение определенного объекта или сцены, кубисты стремились изобразить интеллектуальную идею или форму объекта и его отношение к другим.