Наибольшую известность в истории получила живопись Масляными Красками. Их свойство высыхать в течение нескольких дней при сохранении вязкости позволяют длительное время работать над холстом и бесконечно разнообразно смешивать оттенки, добиваясь максимальной точности передачи цвета. Основой для масляной живописи служит льняной холст, покрытый грунтом.
Существует два способа работы масляными красками: многослойный (длительный) и однослойный (быстрый).
Старые мастера использовали первый способ. Основной слой писался красками, замешанными на белилах, и затем после его высыхания наносился более тонкий слой прозрачных красок.
Масляная живопись в один прием, так называемая «алла прима» («alla prima») – метод, при котором живопись ведется таким образом, что при искусном знании дела произведение может быть закончено живописцем в один или несколько сеансов, прежде чем краски успеют засохнуть. Особую известность этот метод приобрел в XIX веке благодаря импрессионизму.
Акварель
Также большой популярностью пользуются краски, разводимые не маслом, а водой, например, Акварель или Гуашь.
Настоящая, подлинная акварель не имеет в своем составе белил, роль которых играет белый цвет негрунтованной бумаги, проступающей через прозрачный слой красок. Именно поэтому акварель разительно отличается от остальной живописи свежестью и прозрачностью цвета.
Существует также особая техника, когда акварелью пишут по сырой бумаге (ее еще иногда называют «английской акварелью»).
Способ работы по сырому особенно успешно используется в пейзажной живописи, также его можно проследить (как считают многие искусствоведы) и в удивительных портретах А.В.Фонвизина.
Гуашь
В отличие от акварельных красок Гуашь имеет более густую консистенцию и большую плотность, поэтому гуашевые краски не обладают прозрачностью, и в палитре всегда присутствуют белила.
Работая гуашью, надо иметь в виду, что при высыхании она значительно меняется (светлеет) в цвете и тоне. При этом неразбеленные краски меняются слабее, чем разбеленные.
Гуашь широко применяется в декорационной живописи, при выполнении различных эскизов. Очень часто используют ее для цветных набросков. Гуашь удобна в работе и, что важно, дает возможность вносить исправления в процессе работы.
Темпера
Одной из древнейших живописных техник является Темперная живопись. Термин «темпера» при переводе с латинского означает «смешивать».
Эта краска производится следующим образом. Сухие пигменты растираются с водой, высушиваются и смешиваются с яйцом, которое разводится клеем, уксусом, вином или пивом.
Темперной краской можно писать на стенах, деревянной основе и даже железе. Для долгого хранения работ в темперу стоит добавлять клей или смолу.
Темперу использовали такие мастера итальянского Возрождения — Леонардо да Винчи, Рафаэль, Корреджо, Микеланджело, Тициан и другие.
Артур Фонвизин. Люция Лившиц-Юмашева. Балерина