Пастель (с итальянского pastello) является разновидностью цветных карандашей. Изготавливается из порошкообразного пигмента, который склеивается смолой или камедью.
Пастели впервые приобрели популярность у художников-портретистов в 18-м веке благодаря их мягким атмосферным эффектам. Этот материал наносится на бумагу в сухом виде, что позволяет художнику наносить цвет на поверхность сразу, без подготовительного рисунка и тональной прокладки.
Изготовление и состав пастели
Пастель изготавливается из измельченных пигментов, таких как мел или глина. Связующим служит гуммиарабик, трагакант или другие вещества для образования однородной пасты. Затем эта паста нарезается и формуется. Существуют четыре разновидности пастели: мягкие и твердые пастели, пастельные карандаши и масляные пастели.
Мягкие пастели
Наиболее широко используемый тип пастели, эти палочки содержат большую долю пигмента и меньше связующего, дают более яркие цвета. Их гладкое, плотное качество создает богатые живописные эффекты, в том числе лучшие трехмерные эффекты. Легко наносимые, требующие небольшого давления, чтобы сделать отпечатки, их можно растереть пальцем, тряпкой или бумажной салфеткой.
Однако из-за уменьшенного содержания связующего они имеют тенденцию крошиться и ломаться. Кроме того, художники обычно применяют фиксатор в своей работе, чтобы минимизировать дальнейшее размазывание.
Твердые пастели
Твердые пастели, содержащие меньше пигмента и больше связующего вещества дают более тусклые цвета, но сохраняют более плотную консистенцию. Они могут быть остро заточены, что позволяет художнику выполнять тонкие линии и детали. Твердые пастели часто используются в эскизах или на ранних стадиях живописи, чтобы наметить основной дизайн композиции, и на заключительных стадиях, чтобы добавить детали - часто в сочетании с другими средствами рисования.
Пастельные карандаши
Это тонкие пастельные палочки в деревянной оболочке, как обычный карандаш. Они не крошатся и не ломаются, как традиционные пастели. Используются в основном в сочетании с мягкой или твердой пастелью, чтобы добавить дополнительные мелкие детали.
Масляная пастель
Эти пастели приготовлены из комбинации сырых пигментов, животного жира и воска. Масляная пастель дает жирные масляные мазки более яркого цвета. Они более прочные, имеют тенденцию не размазываться, что требует небольшого количества фиксатора, но их сложнее смешать. Смешивание достигается с помощью кисти или тряпки, смешанной со скипидаром, который помогает растворить пастель.
Еще одна масляно-пастельная техника - это сграффито, нанесение шпателем или другим острым предметом пастели на предыдущие слои, создавая интересные узоры и текстуры.
Современная пастель. Daniel Gerhartz
Пастельные рисунки и картины
Художники используют пастель как для рисования, так и для живописи, часто в сочетании с другими материалами, включая карандаш, уголь, мелки и различные краски. Пастель создает широкие мазки, которые можно смешивать и размазывать, добавлять в полупрозрачные слои (лессировка) или создавать в толстых слоях в стиле импасто.
Кроме того, работая с заточенным кончиком, рисовальщик может производить тонкие четкие линии с совершенно другим эффектом. Каким бы ни был ожидаемый результат, лучшая основа для пастели - тонированная бумага с текстурированной поверхностью.
Дега. Голубые танцовщицы
История пастельного искусства
Периодически использовавшиеся в эпоху маньеризма в конце 16-го века, пастели широко применялись (иногда в сочетании с гуашью) портретистами 18-го века, такими как венецианский пастельщик Розальба Каррьера (1675-1757), французы Морис Квентин де Латур (1704- 88) и Жан Шарден (1699-1779), Жан-Этьен Лиотар (1702-89), французский гравер и художник Жан Батист Перронно (c.1715-83) и швед Александр Рослин (1718- 93).
Пабло Пикассо. Женщина с синей шляпой
Использование пастели было возрождено и расширено в 19 веке, когда их величайший представитель, французский художник- импрессионист и рисовальщик Эдгар Дега, использовал фиксатор как ключевую особенность творческого процесса. Сначала разработав рисунок углем, он закреплял его с помощью фиксатора, а затем покрывал слоями мягкой пастели. Богатые оптические сопоставления цвета достигались благодаря различным цветным слоям, а не одному толстому смешанному слою.
Среди других известных современных пастельщиков: ученица Дега Мэри Стивенсон Кэссетт (1844-1926), Джеймс Макнил Уистлер (1834-1903), Одилон Редон (1840-1916), Пабло Пикассо. Художники пастели двадцатого века - это Р.Б. Китай, Даниэль Грин и Вольф Кан.
Мэри Стивенсон Кэссетт. Пастель